Молодежная субкультура – это культура определенного круга
молодых людей, обладающих общностью стиля жизни, поведения, групповых норм,
ценностей и стереотипов. Субкультуры по своему характеру делятся на
конструктивные и деструктивные. Особого внимания требуют молодежные движения,
объединяющие в себе молодёжь по признаку деструктивной субкультуры. Это
неформальные движения, разрушающие личность молодого человека, подменяющие его
понимание традиционных ценностей. Участников деструктивных объединений отличает:
претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее); уверенность в том, что
групповые интересы и цели выше индивидуальных; убеждение, что цель оправдывает
средства (поощрение асоциального и противоправного поведения); общие внешние
признаки (прическа, одежда, украшения, жаргон); ослабление связей с
родственниками, прежними друзьями; замещение личных интересов интересами и
ценностями объединения.
В МБОУ «Долгоостровская СОШ» с родителями проводят
просветительские работы по профилактике вовлечения детей в наиболее
распространенные на территории РФ деструктивные субкультуры. Все они так или
иначе пропагандируют противоправное поведение, формируют у несовершеннолетних
отрицательное отношение к закону, разрушительно действуют на сознание и
нравственность молодых людей. Чем это грозит? Молодые люди в деструктивных
организациях — фактически просто человеческий материал, инструмент для
кукловодов-идеологов. Такой кукловод может направить подобную массу в любое
русло – протестные акции, массовые беспорядки, преступления и т.п. Но даже и
при отсутствии подобного лидера идеология того или иного движения требует от
его участников «геройских поступков», которые зачастую связаны с нарушением
закона.
Действенным фактором привлечения молодых людей к различным
деструктивным молодежным субкультурам являются виртуальные сети. Закрытые
группы без цензуры плодятся в виртуальном пространстве, затягивая
несовершеннолетних, не способных вовремя распознать угрозу и противостоять ей,
в свои сети под любым предлогом (приглашение в игру, вознаграждения, бонусы,
«лайки»). Кроме того, интернет - сообщества позиционируют себя как братство,
члены которого всегда вступятся за товарища в непростой жизненной ситуации.
Лучший способ защитить ребенка от негативного влияния
культуры – это развивать у него умение принимать решения самостоятельно. Для
того чтобы сформировать такой навык, важно советоваться с подростком,
спрашивать его мнение, предоставлять ему право выбора и право решения. А также
необходимо научить ребенка говорить «нет», владеть разными формами отказа.
В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если
несовершеннолетний обучающийся сообщил информацию о других детях, которые
играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях,
сообщите об этом!
Социальный педагог Вахитова Л.Р.