2 апреля ежегодно с 2008 года
отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World
Autism Awareness Day). Он установлен резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность
высокой долей детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира.
В 2024 году тема Всемирного дня распространения информации о проблеме
аутизма – "От выживания к процветанию: люди с аутизмом обсуждают
региональные перспективы".
Аутизм – постоянное нарушение в развитии нервной системы, которое
проявляется в раннем детстве и не зависит от пола, расовой принадлежности или
социально-экономического статуса. Термин "расстройства аутистического
спектра" (РАС) охватывает ряд определенных характеристик. При условии
надлежащей поддержки, учета потребностей и благожелательного отношения люди с
РАС могут пользоваться равными возможностями, полноправно и продуктивно
участвовать в жизни общества.
Для аутизма в первую очередь характерны уникальные
особенности социального взаимодействия, нестандартные способы обучения, острый
интерес к определенным темам, сложности в повседневном общении и нестандартный
способ обработки информации от органов чувств.
К основным признакам патологии относятся: характерное задумчивое выражение
лица, отрешенность и сонность, неспособность проявления и налаживания эмоциональных
связей (аутистическое одиночество), нарушения или задержка речи, предпочтение
определенной одежды и питания, упрощение игр (монотонность), стремление к
ритуальным действиям, странное манерное поведение, неожиданная агрессия,
раздражение, беспричинный страх, растерянность и прочее.
Признаки аутизма могут быть
выявлены в раннем детстве, но часто диагностируются и в более позднем возрасте.
Люди с аутизмом часто имеют сопутствующую патологию, включая эпилепсию,
депрессию, тревожность, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушения
сна или склонность к самоповреждению. Уровень интеллектуальных способностей
таких людей варьирует в широком диапазоне от серьезных когнитивных нарушений до
высокого уровня интеллекта.
По мнению экспертов, 25-27% детей с особенностями развития при
правильной ранней помощи к концу дошкольного возраста могут приблизиться к норме.
В России каждый 88-й ребенок рождается с аутизмом.
В настоящее время в систему российского образования, согласно
мониторингу органов исполнительной власти субъектов РФ (2022), включены 45 888
детей с РАС.
Выявлена динамика увеличения численности по сравнению с 2021 годом на
17%, прирост составил 6771 человек. В целом, по всем федеральным округам
отмечается равномерный небольшой (12-18%) прирост численности детей с РАС в
системе образования. Наибольшая динамика выявлена по Центральному федеральному округу – 27%. Приволжский ФО и Сибирский
ФО прибавили 19% и 16% соответственно.
С сентября 2018 года в России началось тестирование образовательной
программы для дошкольников с аутизмом. Программа нацелена на обучение детей
самостоятельности, на ослабление зависимости от родителей и успешную интеграцию
в общество в дальнейшем. В РФ для обучения и воспитания детей с аутизмом
разработан специальный образовательный стандарт, создаются программы и методы
коррекционной помощи, адаптируются зарубежные психолого-педагогические подходы.
Кроме того, в помощь учителям и родителям на сайте Института коррекционной
педагогики РАО размещены рекомендации по психолого-педагогической поддержке школьников с РАС в
период дистанционного образования.
С 2008 года ежегодно 2 апреля по всему миру в знак солидарности с людьми
с аутизмом и их семьями, а также для привлечения внимания политиков и простых
граждан к проблемам аутизма по инициативе фонда Autism Speaks проходит акция
"Зажги синим" (Light It Up Blue). Синий – официальный цвет
организации. В этот день в странах, присоединившихся к акции, здания
подсвечивают синими прожекторами. В России акция проводится с 2013 года,
первым городом-участником стала Москва, а затем Санкт-Петербург, Белгород,
Воронеж, Кострома, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Симферополь, Тюмень и
другие города.