Неделя татарского языка и литературы проходила с 20.04.16 по 26.04.20 г.
Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Г.Тукай.
В МБОУ «Долгоостровская СОШ» с большим успехом прошла и очередная неделя татарского языка и литературы . Обеспечили успех недели преподаватели Тазетдинова З.Ш., Тазетдинова Г.Ш..и учителя начальных классов. Неделя татарского языка и литературы в самоизоляции активизирует познавательную и творческую деятельность учеников и учителей, привносит яркие краски и праздничное настроение в домашние будни, требует и формирует не только языковые, но и предметные знания. Тематика мероприятий в рамках недели была интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечала возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Неделя татарского языка ежегодно привлекает все больше учащихся школы.
-Любители родного языка приняли участие в необычном конкурс рассказов. Учащиеся должны были сочинить рассказ, каждое слово предложения начинается с одной и той же буквы. Ребята творчески подошли к этому конкурсу. Рассказы получились интересными. Самым увлекательным оказался рассказ Тимербулатовой Диляры и Салеева Рифата из 5 класса.
-Во втором классе Альфрида Альбертовна провела дистанционный литературный час «Мы - внуки Тукая». Дети узнали, что детство поэта было очень трудным. Но Тукай рос смышленым старательным ребенком. За свою короткую жизнь успел написать много стихов, интересных сказок, где воспевал красоту родного края.
- Лилия Энверовна в 3 ем классе организовала конкурс на лучший почерк. Учащимся был предложен текст, которого они должны были написать без ошибок и красивым почерком. Обладателем красивого почерка является Вахитова Ильвина.
- Гузелия Саниуловна в 4 ом классе провела дистанционный урок-викторину по творчеству Габдуллы Тукая.
- Не стало исключением и конкурс рисунков . В ходе недели постоянно действовала выставка «Творчество учащихся», где были выставлены работы учащихся по произведениям татарского поэта.( дети отправляли фото и видео отчеты).
-Конкурс чтецов на тему: “Тукай моңнары” ( школьный конкурс), “Тукай безнең күңелләрдә”,( межрегональный конкурс чтецов), “ Сей добро-вот жизни цель святая”посвященный дню рождения татарского народного поэта Г.Тукая .
( международный конкурс чтецов). Учащиеся рассказывали стихи Г.Тукая.
В школьном онлайн туре были отмечены выразительное чтение учащихся . Среди начальных классов Х.Язиля ( 2 кл.), Ш.Гузелия (2 кл); А.Динара (5 кл)., Т.Диляра (5 кл).,А.Ильнара ( 7 кл)., А.Гелназ (9 кл). Видеофайлы этих учениц отправлены на конкурсы.
- 24 апреля учеников 1 класса дистанционно приняли в ряды Внуки Тукая.К этому празднику учащиеся вместе с учителем Эльмирой Ришатовной готовились заранее, смотрели мультфильмы из сказок Г.Тукая, изучали биографию и творчество писателя. В начале праздника была проведена викторина по творчеству Г.Тукая. Праздник закончился онлайн исполнением песни “Туган тел” по стихотворению великого и всеми любимого татарского писателя Г.Тукая.
- 26 апреля с целью развития творческой деятельностьи способности учащихся , ознакомления учащихся с татарской национальной кухней был проведен домащний конкурс «Татар халык ашлары». ( приняты фото и видео отчеты ).
Воспитание любви и уважения к родному языку и национальной культуре через уроки и внеклассные мероприятия делает учащихся духовно богатой и высоконравственной личностью, подлинным гражданином и патриотом России, любящим свою большую и малую родину. Проведенные мероприятия, несомненно, вызывают у детей интерес к изучению татарского языка, культуры родного края, приобщают их к национальной культуре, обычаям и традициям татарского народа, к его духовным и нравственным ценностям. За эту неделю ребята узнали много нового, расширили свой кругозор. С удовольствием принимали участие. Самые активные участники были награждены грамотами. Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов и среднего звена.
Любить, беречь, знать свой родной язык дети должны с самого раннего детства.
К. Д. Ушинский отмечал, что речевая культура семьи зависит от ее духовного мира, а не от социального положения родителей в обществе. Чем беднее духовная сфера, в которой растет и развивается ребенок, тем скуднее его словарный запас. Родителям с низким уровнем речевой культуры труднее передать ребенку богатство мыслей, чувств, ощущений, объяснить ему причины различных явлений и поступков. Чем выше уровень речевой культуры в семье, тем больше возможностей в грамотном применении сложных языковых конструкций, распространенных предложений и т. д.
«Народ жив, пока живет родной язык». Язык – это не просто средство общения или передачи информации. С родным языком связана история каждого народа, то есть его память о прошлом, о периодах горя и счастья, о войнах, победах и поражениях, о царях и героях. На родном языке происходит наше обучение жизненным навыкам и приобретение знаний, передача из поколения в поколение накопленного опыта. На родном языке мы думаем и выражаем словами чувства. Национальная литература и народный фольклор тоже создаются на родном языке.
Ссылки на видеоролики учащихся:
https://www.instagram.com/tv/B_SuBquBuzf/?igshid=113cmzv89moy4